«Минуя хэви-металл,
не говори о диско»
Алексей Душутин, 3 мая 2022 года
7 альбомов последнего года, которые вы могли пропустить (напрасно!)
Константин Кинчев в дебютном альбоме Алисы «Энергия» в ироничной песне «Меломан» описал становление своего музыкального вкуса. От рок-н-ролла через хард-рок и психоделию герой песни пришел к панк-року и стал записывать свою собственную музыку (в стиле рэп).
Я впитывал в себя, как губка, много лет подряд
Тысячи мелодий и тысячи названий.
Я помню, как все это начиналось, — я был рад,
Мне было лет 13 — я слушал все подряд
В таком стилевом разнообразии музыкальных вкусов проходило становление большинства советских, а впоследствии российских рок-музыкантов. Этот обзор — не список к обязательному прослушиванию и даже не срез музыкальной культуры. Не обещаю, что все из перечисленного вам понравится, но как минимум разнообразить звуковой фон должно.
1
Колибри —
Счастья Нет / 2021
«Колибри», возглавляемые харизматичной Наташей Пивоваровой, жизнь которой трагично оборвалась в 2007 году, никогда не старались быть в авангарде русского рока.
Они шли своими тропами, извилистыми и таинственными, используя свои чары для привлечения именитых рокеров в помощь. Девушки успели посотрудничать с музыкантами из групп «Аквариум», «Телевизор», «Наутилус», «ДДТ», Tequilajazzz. А в 1990 свою знаменитую «Орландину» им подарил Алексей Хвостенко. После 12 лет молчания свой новый и последний альбом под вывеской «Колибри» Елена Юданова, Инна Волкова и Ирина Шароватова записывали порознь, каждой досталось по 5 песен.

Руководили процессом их давние друзья — Виктор Санков (группа «Полюса») и Олег Эмиров (Олег был аранжировщиком и клавишником «Колибри» в период с 1998 по 2002 годы). К сожалению, «Счастья нет» получился последним музыкальным альбомом и для него. Олег Эмиров ушел из жизни в конце прошлого года. Хрупкость и ранимость, грустная ирония — таковы тексты петербургских «эмансипе». Несмотря на меланхолию, альбом получился светлым и тонким — оставляющим послевкусие надежды. Сложно не сорваться на восторженные эпитеты к главному украшению пластинки «Орбитальная станция»:
Где-то кому-то что-то кто-то не промолчал
Женщины подняли к небу глаза, их лица печальны
Стиль: инди рок

Обратить внимание на: «Орбитальная станция», «Что-то о небе», «Лиза»

Ссылка на альбом на «Яндекс.Музыке»
2
Placebo — Never Let Me Go / 2022
Placebo — не тот коллектив, от которого стоит ждать чего-то кардинально нового.
Ну кроме, разве что, смены имиджа Брайана Молко. Андрогинный образ дополнился усиками, как у детективов в сериалах из восьмидесятых. Начало альбома дает понять, что мы имеем дело с полноценным возвращением (спустя восемь с половиной лет после альбома 2013 года Loud Like Love).

Мощный старт треком Forever Chemicals сменяется мечтательным ретро-футуристичным хитом Beautiful James. Эстафету подхватывает кричащая Hugz с припевом, похожим на считалку. Из дальнейших удачных находок отмечу оркестровку на the Prodigal и напряженную лирику на синкопах в Surrounded by Spies. Во второй половине альбома можно откровенно заскучать и дослушать его по инерции. Подводя итоги: имеем все те же эмоциональные кричалки для повзрослевших тинейджеров. Зайдет давним фанатам Placebo и ностальгирующим по «MTV-молодости» нулевых.
Стиль: меланхоличный альтернативный рок

Обратить внимание на: Beautiful James, Surrounded By Spies, This Is What You Wanted

Ссылка на альбом на «Яндекс.Музыке»
3
Jack White — Fear Of The Dawn / 2022

Помню те времена, когда Seven Nation Army из альбома Elephant 2003 года звучал из каждого утюга.

Я угадаю эту мелодию с трех нот: ми — ми — соль (ми — ре — до — си). Было бы неуместным сравнивать всё последующее творчество Джека с этим прорывным альбомом. Все-таки две номинации Грэмми и лучший альбом года по версии NME. Итак, Fear Of The Dawn, вышедший совсем недавно, 8 апреля, можно с уверенностью рекомендовать как любителям старой рок-школы (Cream, The Animals, The Yardbirds), так и предпочитающим более современное звучание (The Strokes, Beck, Franz Ferdinand).

Единственный недостаток — слишком быстро заканчивается. Бросается в глаза стремление не вылезать за рамки радио-формата. Лишь заводная Morning, Noon and Night ближе всего подобралась к таймингу в 5 минут за счет своей длительной психоделической концовки в стиле легендарных Steppenwolf.
Стиль: гаражный психоделический рок

Обратить внимание на: Fear of the Dawn, Hi-De-Ho (feat. Q-Tip), Morning, Noon and Night

Ссылка на альбом на Spotify
4
Самое Большое Простое Число — Потерянное зеркальце / 2021
Выходцы из андеграундной питерской тусовки электронных музыкантов СБПЧ, возглавляемые Кириллом Ивановым, на своем творческом пути претерпели ряд творческих трансформаций.
Начинался проект в конце нулевых как экспериментальная музыка «Ёлочных Игрушек» (электронный дует Александра Зайцева и Ильи Барамии), сдобренная экстремально отстраненными и абсурдными текстами Кирилла. Довольно жесткая музыка и хлесткие читки уже к третьему альбому приобретают черты мейнстрима. За счет явного смягчения группа получила ощутимый прирост к своей аудитории. Уже добрый десяток лет СБПЧ знают как частых гостей петербургских (и не только) музыкальных фестивалей в России.

В ноябре прошлого года у группы вышел альбом-музыкальная сказка по мотивам произведений писателя Павла Пепперштейна. Нехитрая история о приключениях ручного зеркальца с кремлевской башней на рукоятке. Оно ведет беседы со старым трюмо, которое учит «чуточку приукрашать действительность», путешествует в лапах болтливой птицы-ныряльщицы, оказывается на свалке среди выброшенных вещей и даже попадает на дно моря. Оригинальный текст был написан еще в 1986 году Павлом Пепперштейном в Праге для своего отца и был предназначен для взрослого поколения, но ему всегда хотелось «адаптировать» его для детей. Справиться с этой задачей и взялся Кирилл Иванов.

Вот что он сам об этом рассказал:

«Я вырос среди пластинок. Слушал на них сказки, смотрел с ними диафильмы. И мне хотелось, чтобы у моего сына и других детей вокруг было что-то похожее. Какая-то своя музыкальная сказка. Сын вырос, пришлось сочинить и записать сказку так, чтобы она была понятной и детям, и взрослым. "Потерянное зеркальце" — это не игра в ретро или попытка сделать "как раньше". Это живая и захватывающая история про взросление, любовь и дружбу, с оригинальной музыкой и смелой фабулой».

В создании сказки принимало участие более 30 человек. Среди них и Евгения Борзых, давшая голос зеркальцу. Евгения сотрудничает с СБПЧ в качестве вокалистки с 2017 года. Кроме нее вы можете услышать голоса Александра Гудкова (вор Соленый), Антона Лапенко (следователь Соломонов), Яны Трояновой (русалка-профессор), Розы Хайруллиной (птица) и других.
Стиль: музыкальная сказка (для детей и взрослых)

Ссылка на альбом на «Яндекс.Музыке»
5
Legendary Pink Dots — The Museum Of Human Happiness / 2022
К описанию этой музыкальной формации можно процитировать слова из уже упомянутого «Меломана» Кинчева:
Минуя хэви-металл, не говори о диско,
Я сразу же попал в психоделические призмы.
О, этот авангард — начало всех начал.
Плюс-минус бесконечность, сюда попал — пропал
Группа появилась в 1980 в Лондоне, а в 1984 году переехала в Неймеген (Нидерланды), где и базируется по сей день. Появление LPD совпало со временем, когда психоделический рок и авангард уже утрачивали свои позиции, уступая место пост-панку и индустриальной музыке. Лидер группы Эдвард Ка-Спел создал эклектичную музыкальную составляющую с философской, запутанной лирикой, полной мифологем.

По официальной версии, своё название группа получила благодаря старому пианино 1908 года, которое стояло в студии. По слухам, его клавиши были покрыты пятнами розового лака для ногтей. Из первоначального состава в группе на сегодняшний момент остались Edward Ka-Spel и Phil Knight (The Silverman). Гитарист Martijn de Kleer и саксофонист Niels van Hoorn покинули коллектив в 2010. На счету коллектива более 80 релизов.

Для знакомства я бы рекомендовал альбом 2000 года A Perfect Mystery. Группа давно находится в культовом статусе у любителей интеллектуальной, подчас странной музыки, с необычными звучками, шорохами и аналоговыми синтезаторами. Этот культ не заметен и распространяется только через шепот. Так случилось и на этот раз, выход альбома в российском сегменте осветили лишь несколько тематических пабликов «ВКонтакте». Небольшая популярность не мешает Эдварду выпускать новые альбомы каждый год, в том числе сольники и коллаборации с другими музыкантами.

Новый альбом точек, несмотря на то, что вышел в разгар всем известных событий в марте этого года, посвящен пандемии и как следствие изоляции. Пластинка записывалась двумя участниками в Нидерландах и одним в Великобритании. Вот какую аннотацию дал Эдвард, выпуская свой альбом: «Тексты песен чрезвычайно пронзительны, отчаянны, но иногда содержат проблеск юмора висельника. Саундтрек — это очищающий огонь. Это огонь, который все еще горит, и, печатая это, я могу сказать, что никогда еще не был так взволнован предстоящим выпуском нового альбома точек. Несмотря на расстояние, в “Музее человеческого Счастья” есть целеустремленность. Сейчас 2022 год. Мы встретимся снова».
Стиль: неопсиходелия

Обратить внимание на: This is The Museum, Nightingale, A Stretch Beyond

Ссылка на альбом на Spotify
6
Tequilajazzz — Камни / 2021
Евгений Федоров без лишнего апломба взял и выпустил новый альбом в октябре прошлого года.
Презрев временные рамки. Просто настало время для новых песен о природе вещей и природе в целом. Будто прошел год, а не 12 лет с момента выхода «Журнала Живого» в 2009. Это совсем не значит, что Женя сидел сложа руки — была работа над проектами Zorge и Optimystica Orchestra. Да и обычная жизнь обывателя, знаете ли, требует уйму времени.

«Камни» были записаны за пару недель весной 2021, что не умаляет достоинства записи. За обновленный звук кроме самого Федорова и барабанщика Александра Воронова отвечают и два присоединившихся перед записью гитариста молодого поколения — Константин Чалых и Роман Шатохин. Как-то Борис Гребенщиков назвал Текилу «Великой русской группой». Хочется непременно согласиться и добавить — «... из Питера». Так ловко соединять повседневность с божественным, не проводя четкой грани, способны немногие:
Я спросил у бога, что такое ветер
Он мне отвечает — это всё на свете
Всё, что неподвижно,— колется и бьётся
Остальное — дышит, плачет и смеётся
«На первый взгляд, “Камни” — банальное название, но мы его терпим. Знаем, что нас ждет дальше», — говорит Евгений о романе с продолжением. Так и есть — это первая часть из трилогии. Любим и ждем.
Стиль: альтернативный русский рок

Обратить внимание на: «Никого не останется», «Не до мечей»

Ссылка на альбом на «Яндекс.Музыке»
7
IDLES — Crawler / 2021
Вот мы добрались и до панка, причем британского!
Название группы пишется исключительно капсом. То есть уже с самого названия они начинают кричать. Группа образовалась в 2009 году и выпустила свой первый альбом только в 2017. Чем они занимались все эти 8 лет — одной только королеве известно. С тех пор ребята выпускают стабильно по альбому раз в два года.

На первых трех альбомах тематика текстов варьировалась от социального неравенства до политической напряженности. На Crawler парни решили посвятить слушателей в личные истории. Например, в MTT420 RR вокалист Джо Талбот рассказывает, как он попал в аварию на мотоцикле и чудом остался жив. После этого случая музыкант задумался о риске и ценности жизни. Самым запоминающимся номером на альбоме я считаю Car Crash. За счет выделяющегося индустриального бита и читки получился злющий хип-хоп, практически в стиле американцев Dalek. Альбом не скучный, громкий и не дающий расслабиться.
Стиль: панк-рок c примесями

Обратить внимание на: Car Crash, The Beachland Ballroom

Ссылка на альбом на «Яндекс.Музыке»
Алексей Душутин
Специально для «Подвига»
Made on
Tilda